Администрация Климовского района

Почтовый адрес: 243040, Брянская обл., пгт Климово, пл.Ленина, 1

Телефон приемной: 8 (48347) 2-13-38



Методические рекомендации по проведению массовых акций

1.      Формы массовых акций.

Законодательная база

Статья 31 Конституции РФ говорит о том, что “граждане РФ имеют право собираться мирно и без оружия” (а мы с вами собираемся пока еще мирно и пока еще без оружия). Та же статья Конституции предусматривает уведомительный порядок проведения массовых акций, а не разрешительный (то есть мы обязаны лишь уведомить органы власти о проведении массовой акции, а власти могут лишь принять эту информацию к сведению и не имеют права нашу акцию запретить). Об этом говорит и прецедентное решение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 года (приложение 1), которое также говорит, что организаторы обязаны лишь подать заявку, и запретить проведение митинга или пикета власти после этого не имеют права.

Однако вступивший в силу с 4 июля 2004 года закон "О митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" значительно ограничивает это конституционное право.

Таким образом, закон не позволяет проводит акции протеста, причем чиновники на местах урезают даже те демократические нормы, которые остались в новом законе. Так, несмотря на то, что новый закон формально признает уведомительный порядок проведения массовых акций (у вас, конечно, могут не принять уведомление, но если уж приняли, то не имеют права запретить заявленную акцию), тем не менее на практике продолжается запрет заявленных акций.

Власти чинят и другие препоны. Например, как известно, акции протеста против антинародных законов надо проводить, естественно, у Госдумы, а акции протеста против американского империализма - у посольства США. Однако московские власти без объяснений запрещают проведение митингов и пикетов у Госдумы и у посольства США, хотя ни Госдума, ни посольство США не внесены законом в перечень объектов, у которых запрещены митинги и пикеты.

Еще одно препятствие на пути эффективных акций - это вошедшая в моду у московской милиции практика ограждения места митингов и установки металлоискателей на входе. Таким изобретением правящий режим достигает сразу нескольких целей: во-первых, отсекает участников митинга от основной массы народа (доходит до идиотизма - часто на митинг не могут попасть даже люди, желающие попасть на него, потому что их не пускают через ограждение), во-вторых, все участники митингов, проходящие через металлоискатель, испытывают унижение, после которого говорить о решительных действиях как-то нелепо, и, наконец, в третьих, эти металлоискатели мешают, когда кто-то действительно хочет пронести "что-то" на митинг.

Всё это еще раз свидетельствует о том, что подавать уведомление на акции в соответствии с законом есть смысл только на "ритуальные" акции (приуроченные к знаменательным и памятным датам), а также к акциям, на которых предполагается ограничиться выслушиванием ораторов и принятием резолюции, а также на "подготовительные" акции (имеющие целью просто ознакомить власти с нашими требованиями). Если же планируется акция протеста (давления на власть), то такие акции надо учиться проводить в несанкционированном варианте.

 

2.Типы массовых акций

 

При назначении времени и места проведения акции необходимо определить цели ее проведения. Массовая акция может быть одного из следующих типов:

-                                  приуроченная к памятной дате

-                                  агитационно-пропагандистская

-                                  акция протеста

Акции, приуроченные к памятной дате, могут быть либо праздничными (23 февраля, 1 и 9 мая, 7 ноября), приуроченные к трагическим датам (22 июня, 21 сентября, 3-4 октября), приуроченные к дням рождения или смерти выдающихся деятелей коммунистического движения и т.п. Акции, приуроченные к праздничным датам (1 и  9 мая, 7 ноября и пр.) также целесообразны и для торговли (газетами, книгами, аудио- и видеопродукцией и пр.), поскольку многие посетители "праздничных" демонстраций воспринимают эти демонстрации как своеобразные "народные гуляния" и приходят на них с деньгами.

Агитационно-пропагандистская акция направлена в первую очередь на население (разъяснение населению, кто виноват и что делать), поэтому проводить их надо в тех местах, где имеются потоки народа и в то время, когда эти потоки народа максимальные. В качестве мест для проведения агитационно-пропагандистской акции могут быть выбраны центральные площади города, спальные районы, территория рядом с заводскими проходными, вокзалы, выходы станций метро. Агитационно-пропагандистские акции целесообразно проводить в выходные дни или в нерабочее время, когда прийти на эту акцию может наибольшее количество людей).

Акция протеста направлена на выдвижение требований к органам власти. Поэтому их надо проводить рядом со зданиями органов власти в то время, когда чиновники, к которым мы обращаем требования, находятся на рабочих местах (то есть в рабочий день и в рабочее время). Понятно, что это менее удобно для организаторов, но митинговать перед пустым зданием для галочки никому не нужно.

 

3. Подготовка к акции:

После принятия решения о проведении акции необходимо подать заявку (уведомление) на ее проведение (в том случае, если акция санкционированная). Заявка подается в орган местного самоуправления (в Москве - префектуры, в остальных населенных пунктах - мэрии городов). Документы на проведение митинга подаются не раньше чем за 15 и не позже чем за 10 дней до проведения митинга, а документы на пикет - не позже чем за 3 дня до пикета. Документы подаются в двух экземплярах: один экземпляр сдается в мэрию (префектуру), второй экземпляр возвращают вам с отметкой о приеме, и во время акции вы можете демонстрировать этот экземпляр сотрудникам милиции как свидетельство того, что акция проводится в соответствии с законом.

Следует отметить, что органы власти препятствуют эффективным акциям: например, если подана заявка на проведение акции протеста у здания администрации, разрешают только через дорогу или через площадь от нее. В таких условиях надо стараться все равно проводить акцию там, где она была заявлена. Получив заявку, власти имеют право "предложить" вам изменить место и время акции, но вы имеете право на это "предложение" ответить отказом.

Следующий этап подготовки - созыв населения на акцию. Этот этап состоит из трех пунктов: работа со СМИ, листовки, работа с организациями-союзниками.

Листовки должны содержать место акции (у входа в здание органа власти), время акции и краткое описание повода, вызвавшего акцию. Листовки должны быть двух вариантов: первый вариант - для расклейки - форматом не меньше А4, с минимумом текста и очень крупным шрифтом. Расклейка должна быть адресная: если акция посвящена транспортной проблеме - то клеим на остановках, если проблеме ЖКХ - то на дверях жилищных управлений и пр. Целесообразно клеить листовки на подъезды. В тех городах, где есть метро, эффективна наклейка самоклеющихся листовок внутри вагонов или наклейка листовок с внешней стороны двери вагона (клей намазывается на лицевую сторону). Второй тип листовок - для раздачи и для почтовых ящиков - могут быть меньшего формата и с более развернутым текстом, но обязателен написанный крупным шрифтом призыв на акцию. Для раздачи (и для распространения по почтовым ящикам) также целесообразно использовать листки формата А4 (типа “рабочего листка”).

При распространении листовок с призывом на акцию придерживаться следующих правил:

1) акции по распространению листовок (например, расклейке на подъездах) проводить 2 раза: первый раз – за одну-полторы недели до акции, второй раз – за 2-3 дня

2) основную массу листовок распространять на подъездах в районах, прилегающих к месту проведения акции – так можно обеспечить больший процент явки местного населения.

 Если есть возможность дать информацию о намечаемой акции в местные газеты, радио, телевидение - надо обязательно использовать эту возможность. Расчет должен вестись исходя из того, что, как показывает опыт, на акцию обычно приходит 1% от числа людей, оповещенных об акции (эта цифра может слегка меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от социальной значимости проблемы).

                 Обязательно надо пригласить к участию в акции какие-либо организованные структуры - профсоюзы, ветеранские организации, организации других партий. Также желательно пригласить журналистов.

Перед акцией обязательно надо назначить ответственных: 1) за флаги (кто должен принести их на акцию и кто будет держать), 2) за транспаранты и плакаты (то же самое), 3) за газеты (кто принесет их на акцию и кто во время акции будет заниматься их распространением), 4) за листовки для раздачи (то же самое), 5) за звукоустановку (кто доставит на акцию и после акции доставит обратно), 6) за работу в дружине.

Также необходимо разработать план проведения акции и назначить руководителя акции, которому все участники акции должны подчиняться.

Если планируется акция протеста, то целесообразно за несколько дней до акции передать в орган власти петицию с требованиями и с предложением во время акции выйти к ее участникам и дать ответ на выдвинутые требования.

 

4. Проведение акции

 

а) санкционированная акция

(митинг)

 

Проведение митинга включает в себя:

1) сбор народа. При проведении митинга желательно до его начала запустить музыку через звукоустановку, чтобы народ подтягивался к трибуне. Перед акцией надо провести с членами организации (в первую очередь с ответственными за флаги, транспаранты и пр.) разъяснительную работу на предмет недопустимости опоздания. Организаторы должны прийти на место как минимум за 15 минут до начала акции. Необходимо установить меры ответственности за опоздание или беспричинную неявку.

2) продажа газет, раздача листовок, работа со сторонниками

Акции (в первую очередь агитационно-пропагандистские) имеют целью привлечение сторонников к организации. Поэтому во время акции надо быть готовыми работать с людьми, которые будут подходить к участникам акции, иметь наготове листовки, газеты, для тех, кто интересуется организацией, иметь наготове программу партии. Обязательно нужно взять координаты людей, которые интересуются организацией, и в дальнейшем обязательно приглашать на наши следующие акции.

3) выступления ораторов

Основные выступления на митингах должны заранее планироваться, следует заблаговременно составлять список выступающих. Если в митинге участвует несколько организаций, то желательно предоставить слово представителю от каждой участвующей организации, преимущественно тем, кто зарекомендовал себя как хороший оратор и политически грамотный товарищ.

В то же время на акциях протеста неплохо предоставлять слово не своим штатным ораторам, а людям “из толпы”, потому что часто бывает, что простой народ может сформулировать претензии к властям лучше, чем записные ораторы. В то же время, если выступающий представитель народа будет делать политически незрелые заявления (националистические, пропутинские, с уклоном в парламентский кретинизм и пр.), то ведущий митинга должен после выступления оратора выступить с разъяснением его неправоты.

4) резолюция митинга

Резолюция митинга - это своего рода “сухой остаток” всего действия. Резолюция должна быть достаточно короткой и конкретной. По уровню подготовки этот документ должен годиться для публикации в печати и для предъявления властям.

Как правило, резолюция делится на констатирующую и постановляющую части, причем требования содержатся именно в этой последней. Резолюция, принимаемая в результате акции протеста, должна быть следующего содержания: к такому-то сроку такой-то чиновник должен выполнить такие-то требования, а если не выполнит, то его ждет то-то и то-то.

6) завершение акции

Часто бывает так, что многие участники митинга расходятся задолго до его завершения. Это недопустимо по нескольким причинам. Во-первых, именно к завершающей части акции - принятию резолюции - должно быть максимальное число народа. Во-вторых, часто бывает, что милиция нападает на активистов после завершения акции, когда народ разойдется, и этому надо препятствовать (см. ниже). В-третьих, если речь идет об акции протеста, то митинг - это лишь как бы только “официальная часть”, а главные события могут развернуться после его завершения.

Только после того, как объявлено, что митинг закончен, его участники должны разойтись не поодиночке, а в организованном порядке. Ответственные за флаги, транспаранты, лозунги, плакаты, звукоустановку должны организованно вернуть этот инвентарь в штаб. Необходимо вести журнал учета всего инвентаря.

 

б) несанкционированная акция

(“гражданское неповиновение”)

Обычно у нас проводят митинги и пикеты с обязательной подачей заявки за 10 дней. Однако бывают случаи, когда надо проводить акции без заявки. Это может быть в следующих случаях:

А) очень быстрое развитие событий, когда 10 дней ждать нельзя. Например, акция приурочена к рассмотрению на заседании органа власти вопроса о повышении цен или к приезду в регион некоего высокопоставленного лица - то вам об этом может стать известно менее чем за 10 дней. Классический пример - акции протеста против войны в Ираке.

Б) намечаются некие заведомо противоправные действия: например, в целях более эффективного давления на власть планируется перекрытие дороги

В) иногда бывает заранее известно, что заявку отклонят, а потом с полным правом вас разгонят. А если нет заявки - то нет и запрета

Г) также нередко бывают случаи, когда вы подали заявку, власти вашу акцию запретили, но тем не менее проводить акцию все равно нужно, несмотря на запрет. Законодательная база для проведения акций без заявки указана выше.

Возможны следующие формы акций без подачи заявки (которые выглядят как митинг или пикет, но по закону не могут считаться таковыми):

а) сход (собрание) граждан (без использования звукоусилительной техники)

б) встреча граждан с депутатом (такая акция может проходить как полноценный митинг, и разогнать его не имеют права, потому что депутат имеет право неприкосновенности)

в) коллективная подача петиции

г) принудительный диалог.

В таких случаях желательно для вида соблюсти требование статьи 31 Конституции РФ об уведомительном характере массовых акций: за пару дней до акции перешлите на адрес чиновника, к которому вы адресуете свой протест, бумагу с перечнем требований и приглашением прийти на митинг для объяснений - и такая бумага вполне может рассматриваться как уведомление.

В последнее время среди молодежи популярна такая акция, как "флэш-моб" (в переводе - "мгновенная толпа"). Это когда люди собираются с определенной целью, но всё выглядит так, как будто у акции нет формального организатора - участники "флэш-моба" делают вид, что незнакомы друг с другом и оказались на месте акции случайно. Такая форма акции сильно затрудняет властям привлечение ее участников к ответственности.

На наиболее сложном варианте акции - принудительном диалоге - остановимся подробнее

 

1. Принудительный диалог

Принудительный диалог - это акция, состоящая в следующем: люди приходят к зданию органа власти и требуют выхода к ним местного руководителя. Если вызываемый начальник не выходит, то люди приходят к нему в кабинет (как бы на прием) и выдвигают свои требования.

Преимущество такой акции - в том, что если для полноценного митинга требуется не менее 100 человек, то принудительный диалог может быть эффективен при количестве собравшихся от 15 человек и выше.

Принудительный диалог может быть как в форме одноразовой акции (простой вариант), так и в форме длительной акции (сложный вариант)

 

а) простой вариант

Эта акция была уже опробована РКРП-РПК и РКСМ(б) при проведении акций принудительного диалога по транспортному вопросу в городах Раменское и Воскресенск Московской области. Его преимущество перед митингом в том, что, во-первых, для него достаточно мнение значительно меньшего числа участников, во-вторых, при обычном митинге мы только высказываем свое мнение, а представители власти мало того, что не выходят к народу, но часто даже не принимают резолюцию. В то время как во время акции принудительного диалога можно сразу получить ответ от властей на наши требования. Даже если ответ будет отрицательным - это будет подходящий повод для последующей разоблачительной работы.

Порядок проведения акции такой.

1. Назначаем время акции. Это должно быть, очевидно, рабочее время, причем назначенное на такой день и час, когда чиновник, к которому обращаемся с требованием, находится на своем рабочем месте. При назначении акции можно совместить ее время с временем приема населения властями. Заявка, естественно, не подается.

2. Созыв населения на акцию (см. выше)

3. За несколько дней до акции пройти в здание органа власти "на разведку". Проверить, какой там пропускной режим, где находится кабинет главного начальника, и пр.

4. Заблаговременно направить обращение к чиновнику, которому вы адресуете требования, с просьбой во время акции выйти к народу.

5. Несмотря на то, что заявка не подается, "правоохранительные" органы оказываются в курсе намечаемой акции (как известно, у хорошего участкового должен быть свой осведомитель в каждом подъезде). К этому надо быть готовым.

6. Перед началом акции сотрудники милиции могут начать вас запугивать, мол, "у вас тут несанкционированный митинг и проводить его вы не имеете права". На это отвечаем, что, во-первых, у нас не митинг и не пикет, т.к. мы не используем ни звукоустановки, ни транспарантов, во-вторых, по ст. 31 Конституции мы имеем право собираться мирно и без оружия, в-третьих, провозгласить что-нибудь в стиле: “Люди добрые, что же это получается - грабить нас можно, а протестовать против этого нельзя!”

7. Если представители власти согласятся выйти к народу - см. следующий пункт. Если не выйдут - то участники акции должны по одному пройти в здание (если охранник на входе будет спрашивать, "К кому вы идете?", отвечайте: "Записываться на прием"). Далее приходим в кабинет нужного вам чиновника (якобы на прием) и там предъявляем ему наши требования. При этом желательно вести себя по возможности корректно, потому что в УК РФ есть статья "оскорбление представителя власти".

8. Наиболее велика вероятность, что в ответ на ваши требования чиновник ответит: "Я бы рад вам помочь, но у нас нет денег, вышестоящие власти нас грабят". На это отвечаем: "Во-первых, это не наши, а ваши проблемы. Вы, когда рвались к власти, должны были думать об этом. Когда мы будем у власти, тогда у нас будет болеть голова об этом, а теперь пусть голова болит у вас. А во-вторых, если вышестоящие власти вас грабят, то давайте бороться против них вместе. Если не желаете, то вы - лицемер". Часто чиновники стараются перевести беседу в удобное для них русло - мол, давайте говорить только о хозяйственных делах, а политики касаться не будем. На такой случай трудно давать какие-либо конкретные рекомендации, тут зависит от полемических способностей организаторов акции. Если чиновник будет давать какие-то обещания - требуйте письменных гарантий. Если будет называть какие-либо цифры - фиксируйте.

 

б) сложный вариант

При такой акции люди занимают приемную начальника и говорят: “не уйдем отсюда, пока наше требование не будет выполнено”.

Во Франции, например, такие акции проходили следующим образом: рабочие приходят в приемную директора, запирают его в своем кабинете, не дают ему есть, пить, и ходить в туалет и при этом по трансляции на полную катушку включают “Интернационал”. В России такие акции проходят более скромно. Удачный пример - акция, проведенная учителями города Белая Холуница Кировской области. Приводим выдержки из рассказа организаторов акции, которые вполне могут быть использованы как инструкция:

20 декабря. В трудовых коллективах городских школ и детских садов. прошли собрания. Решение о проведении акции поддержано большинством работающих.

21 декабря. К 8 часам на прием к главе района Е. Рыболовлеву пришла делегация работников образования. Изложили свои требования. Мол, хотим получить свои кровные, заработанные, за 4 месяца - с сентября по декабрь. А он в ответ: "Где я вам возьму такие деньги? Бюджет пуст". В общем, не услышал нас глава района, не понял, что мы исчерпали лимит терпения. Тогда Л. Лимонова заявила официально: "Все, Евгений Витальевич, мы остаемся у вас в кабинете. Будем дежурить здесь до победного конца".

Похоже, он сначала не поверил. И зря. По всем городским учреждениям образования срочно были составлены графики на круглосуточное дежурство. Выходить на него люди обязались в свободное от работы время, не в ущерб образовательному и воспитательному процессам. По расчетам, дежурить постоянно могли от 30 до 40 человек (впоследствии так оно и оказалось).

24 декабря. Дело начинает сдвигаться с мертвой точки. Утром узнали, что

вчера в район пришел трансферт в сумме 200 тыс. руб. День обещает быть "жарким". Сначала позвонил дежурный по РОВД: "А чего это вы там сидите? Говорят, глава района у вас в заложниках?" Как можно спокойнее объяснила ему суть проводимой акции, сказала, что никого в заложниках у нас нет и брать не собираемся, что нам нужны только наши деньги. В ответ собеседник на другом конце провода посоветовал подобру-поздорову убираться из кабинета.

Немного погодя звонок из райотдела милиции повторился. На этот раз на нас решил надавить более высокий милицейский начальник - заместитель начальника РОВД А. Егошин.  Приехали начальники покруче - заместитель губернатора А. Покручина и глава департамента образования А. Чурин. В один голос они пытались урезонить участников акции: мол, чего вы сритесь, ситуация по всей области одинаковая, но никто не бунтует

26 декабря. В район "подбросили" целый миллион рублей. Обещают выдать зарплату за два месяца - сентябрь и октябрь. Зав. Райфинотделом Л. Сычсва спросила нас: "Как будем делить деньги?" Решили не обижать никого из бюджетников - дать не только работникам образования, но и медикам, и культперсоналу, и сотрудникам райадминистрации. Всем жить надо. Позвонил А. Чурин. Узнав, что мы продолжаем "сидение", стал разговаривать свысока. Мол, досидитесь, с ОМОНом вас оттуда выведем.

Узнали, что в этот же день мэр города Н. Дербенев и и.о. начальника РУО А. Усатов вызывали к себе соответственно заведующих детсадами и директоров школ. Собирали на машине, ездили по домам. Требовали от них повлиять на участников акции. Но и завы, и директора фактически поддерживали "сидельцев". Лишь директор средней школы N 2 В. Шерстенников попробовал провести "установку" в жизнь. Настаивал, чтобы представители вверенного ему учебного заведения немедленно покинули кабинет главы района. Но его коллективно пристыдили. Мол, мы боремся и за твои интересы.

27 декабря. С утра "в гости" к нам пришел районный прокурор Н. Эсаулов. Не скупясь, грозил привлечь всех участвующих в принудительном диалоге с властями сначала к административной, а затем и к уголовной ответственности. В 15 часов нас удостоил внимания законник еще более высокого ранга - прокурор области Н. Ефремов.

29 декабря. Пришли к соглашению с главой района о приостановке акции. Кое-чего мы все же добились: выдана зарплата за два месяца. В соглашении указаны две контрольные даты: 1 февраля и 1 марта. К первой нам должны выплатить зарплату за ноябрь, а ко второй - за декабрь  Это помимо текущих выплат. Предупредили главу, что если до начала февраля не будет никаких подвижек, с первого числа этого месяца мы снова возобновляем акцию принудительного диалога.

 

2. Акции "прямого действия"

 

Под акциями "прямого действия" понимаются такие акции, как перекрытие движения, блокирование административного здания, захват административного здания. Перекрытия происходят регулярно, захват административного здания совершался рабочими неоднократно в Кузбассе, в Москве на заводе "Микомс" в 1998 году, вопрос подходил к захвату административных зданий во время акций в Москве 15 июня и 5 июля 2001 года и в Воронеже 11 апреля 2002 года. То есть акции такого рода входят в наш арсенал действий.

Акция начинается с обычного митинга или пикета, на который и созывается народ.

Такие акции возможны лишь при соблюдении двух условий: 1) собралось достаточно много людей, 2) собравшийся народ готов на радикальные действия. Попытки проводить акции прямого действия в отсутствие хотя бы одного из этих двух условий - это провокация.

Проведение этих акций должно осуществляться так, чтобы не подставлять официальных организаторов митинга (пикета). Делать это надо так. Выступающий с трибуны не должен прямо призывать к перекрытию и пр., а должен рассказывать о таких акциях, произошедших в других регионах. В это самое время специально расставленные в толпе люди должны выполнять роль клакеров и выкрикивать: "Правильно! Давайте сделаем так же!". Если это будет вызывать поддержку у основной массы народа, то следующие ораторы должны еще больше повышать градус толпы. Если радикальные призывы не будут вызывать отклика у народа, значит, не судьба.

Совершение перекрытия может происходить одним из двух способов:

1) когда вся толпа будет призывать к перекрытию, оратор говорит: "чтобы не подставлять организаторов, перекрытие можно будет проводить только после того, как мы объявим, что митинг закончен". В такой ситуации фраза "Наш митинг закончен" и послужит сигналом к перекрытию.

2) либо к перекрытию призовет из толпы человек, формально не связанный с организаторами, но фактически действующий по решению организаторов.

Если акция начинается с пикета, то тогда поводом для перекрытия могут быть и действия милиции, пытающихся акцию разогнать. Иногда (как в случае акций в Москве 15 июня и 5 июля 2001 года, 2 июня, 2 июля и 2 августа 2004 года) переход к активным действиям может происходить по команде организаторов и без всякого повода.

Построение людей в качестве тарана для прорыва должно быть такое: впереди - молодёжь в качестве основной ударной силы, а позади них - основная толпа, которая должна наприрать сзади. Если в акции участвуют какие-нибудь депутаты, то их надо выставлять впереди ударной группы, чтобы они своей неприкосновенностью создавали "защитное поле" (в некоторых субъектах федерации правом неприкосновенности пользуются не только депутаты Госдумы, но и депутаты местных представительных органов)

Главное, что нужно усвоить: если часть собравшихся уже пошла на перекрытие дороги, то остальные должны не оставаться на месте со словами “это провокация”, а поддерживать перекрытие. Если эти действия были ошибочны - то это разберем потом, во время “разбора полетов”. А на поле боя надо быть всем вместе.

 

3. Отношения с органами

правопорядка

 

Понятно, особый вопрос при проведении таких акций - это решение проблем с сотрудниками правоохранительных органов. Если произошла акция "прямого действия", то сотрудники правоохранительных органов имеют законное право применить силу против вас как "экстремистов". Обычно милиция во время самой акции не вмешивается, но после окончания акции задерживает наиболее активных участников акции, в первую очередь из числа молодежи. Поэтому, во-первых, надо покидать акцию не поодиночке, а вместе, во-вторых, заранее готовить план  на случай каких-то репрессивных действий.

Чтобы этого не допустить, необходимы следующие действия:

1) выдвигать общепонятный лозунг, дать понять сотрудникам милиции, что вы защищаете в том числе и их интересы. Например, если акция проводится по вопросу о ЖКХ, то объявить сотрудникам милиции, что если они помешают нашей борьбе против реформы ЖКХ, то жертвой этих реформ ЖКХ могут стать и они сами и их семьи. Некоторые положительные примеры есть - так, скажем, во время акции у Мосгортранса 7 февраля сотрудники милиции говорили нам, что они сами поддерживают наши требования; при этом милиционеры закрыли глаза на нарушения, к которым они при желании могли придраться (например, что народу пришло в 2 раза больше, чем было разрешено или что на акции были выступления, хотя она была заявлена лишь как пикет)

2) сотрудникам рядового состава милиции разъяснять, что, выполняя преступные приказы по применению силы против протестующих трудящихся, они сами могут оказаться крайними (как это произошло во время акции "Антикапитализм-2002", когда на ОМОНовцев заведено уголовное дело, а руководство ГУВД Москвы, отдававшее им преступные приказы, временно ушло от расплаты). На этот случай в Политкомиссия МК РКРП-РПк выпустила специальную листовку для сотрудников милиции.

3) при задержании сотрудники милиции обычно рассчитывают на неожиданность. Поэтому будет лучше, если во время митинга кто-либо из выступающих заявит с трибуны, что мы готовы к милицейским провокациям, поэтому предлагаем милиции воздержаться от репрессивных действий (в обмен на что обещаем отсутствие эксцессов с нашей стороны)

4) нужно различать разные отряды сотрудников органов правопорядка. С ОМОНом разговаривать практически бесполезно - они запрограммированы на то, чтобы сначала бить, и только потом разбираться. Мало пользы и от попыток контактировать с патрульно-постовой службой: они только и ждут случая, чтобы забрать вас в отделение и ограбить. В то время как внутренние войска и сотрудники отделений милиции обычно более вменяемы и с ними можно договариваться. Известны такие случаи: пропагандист подходит к стоящим в оцеплении сотрудникам внутренних войск и предлагает им закурить, далее завязывается разговор, в ходе которого солдаты внутренних войск легко соглашаются не оказывать сопротивления во время прорыва.

5) искать возможности для подхода к представителям начальствующего состава милиции, поиск способов склонить их на нашу сторону.

Однако надо иметь в виду, что советской милиции давно уже не существует. Милиция присутствует на наших акциях не для того, чтобы охранять нас, а для того, чтобы охранять режим от нас. Конечно, среди сотрудников милиции могут быть отдельные хорошие люди (как помним, даже в СС был Штирлиц), но система МВД и спецслужб существует сегодня как вооруженный отряд класса буржуазии.

 

4.      Завершение акции

Хуже всего у нас отработан такой этап акции, как ее завершение.

Если речь идет об агитационно-пропагандистский или праздничной акции, то тут все достаточно просто: после того, как ведущий объявит об окончании акции, участники расходятся, а ответственные за флаги, транспаранты, газеты, звукоустановку и т.д. должны организованно отвезти это все в штаб или к месту постоянной дислокации.

Сложнее с акцией протеста или несанкционированной акцией. В последнее время уже сложилась тенденция, что сотрудники милиции обычно не трогают участников акции во время ее проведения, но задерживают активистов (преимущественно из числа молодежи) после того, как акция завершится и народ разойдется (примеры – “Антикапитализм-2002”, акции в Воскресенске и в Раменском). В связи с этим рекомендация такая:

Главное правило – не расходиться!

Активисты должны оставаться до конца акции и не уходить с нее раньше времени. И к этому же призывать других людей.

Могут спросить: а как же, если у человека на этот день намечены другие срочные дела, из-за которых он должен уйти раньше? Ответ: акция протеста – это такая акция, которая может закончиться значительно позже запланированного. Поэтому, готовясь идти на акцию протеста, не надо намечать на этот день других важных дел.

-                                  в штабе организации должен оставаться человек, готовый к приему информации о возможной необходимости оказать помощь участникам акции

-                                  у кого-либо из участников акции должен быть работающий мобильный телефон, по которому в случае обострения можно быстро сообщить в штаб

-                                  можно применить опыт акции в Раменском: когда на выходе из здания администрации после акции сотрудники милиции потребовали от одного из организаторов “предъявить документы” (после чего последовало бы “пройдемте в отделение”), члены РКРП-РПК вернулись в здание администрации, ворвались в приемную главы района и предложили разбираться там. Прибыл ментовский начальник, который предпочел во избежание скандала отпустить всех с миром. Если бы власти оказались менее вменяемы, то можно было бы прямо из приемной позвонить в штаб и доложить ситуацию. Также можно потребовать от сотрудников милиции предъявить удостоверения (что они обязаны сделать), после чего, звоня в штаб, сообщить их фамилию и звание.

Завершение акции должно быть такое:

а) если нет условий для радикальных действий – просто расходимся организованными группами не менее чем по 5 человек

б) условия для таких действий есть – см. другие пункты

в) такие действия уже произошли:

-                                  тем более не расходиться!!! Во-первых, потому что нужна масса. Во-вторых, потому что это шаг к выполнению требований, с которыми мы шли на акцию

-                                  если задержат, то отвечать: “Я ни при чем, меня толпа занесла”

 

По итогам акции нужно написать репортаж о ней и направить его в партийные издания: "Трудовую Россию" и "Мысль", а также на сайты, публикующие информацию о протестных акциях: www.communist.ru, mgo-rksmb.narod.ru, reformam-net.narod.ru

Акция протеста может считаться успешной только тогда, когда у нее есть продолжение. Таким продолжением может быть:

- выполнение требований участников акции;

- создание по итогам акции новой структуры (которая должна будет стать ячейкой Советской власти);

- получение в ходе акции координат новых людей, с которыми надо продолжать работу;

- пример передового опыта борьбы;

- переход работы организации на качественно новый уровень



2024 © Администрация Климовского района

Яндекс.Метрика