Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков при использовании бюджетных ассигнований
(утверждены решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Климовского района от 21 мая 2019 г. № 3)
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КЛИМОВСКОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков при использовании бюджетных ассигнований (далее – Методические рекомендации) разработаны с учетом требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1.2. Методические рекомендации предназначены для установления единых подходов к организации и проведению оценки коррупционных рисков при использовании бюджетных ассигнований.
1.3. Методические рекомендации могут применяться Контрольно-счетной палатой Климовского района (далее – Контрольно-счетная палата) при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, одной из целей которых является оценка коррупционных рисков при использовании бюджетных средств.
2. Оценка коррупционных рисков при использовании бюджетных средств
2.1. Причины коррупционных рисков
2.1.1. К коррупционным рискам, имеющим технические причины, относятся:
- - недееспособная система запретов и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих;
- - независимость и закрытость принятия решений;
- - наличие в правовой и организационной системах положений, способствующих созданию административных барьеров;
- - громоздкая система отчетности муниципальных органов;
- - избыточность муниципальных функций;
- - низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью муниципальных органов, их должностных лиц;
- - отсутствие административных и должностных регламентов;
- - несовершенство механизмов обратной связи между гражданами и органами контроля и надзора.
2.1.2. К рискам, имеющим причины социальной направленности, относятся:
значительный разрыв в оплате труда работников государственного (муниципального) и частного секторов;
нестимулирующий характер предоставляемых льгот и гарантий для работников государственного (муниципального) сектора;
слабая правовая защищенность сотрудников государственных (муниципальных) органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам.
2.1.3. К рискам, имеющим причины экономической направленности, относится низкий уровень конкуренции.
2.2. Цели и механизмы выявления и оценки коррупционных рисков
2.2.1. Выявление и оценка коррупционных рисков производятся при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля (аудита), если одной из целей таких мероприятий является оценка коррупционных рисков при использовании бюджетных средств.
2.2.2. Оценка коррупционных рисков производится для того чтобы:
- - выявить и оценить факторы, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
- - определить эффективность механизма действия внутреннего контроля по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
- - выработать рекомендации по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
- - предложить руководству объекта контроля (аудита) утвердить перечень мероприятий, направленных на снижение или устранение коррупционных рисков и совершенствование управленческого процесса.
2.2.3. При оценке коррупционного риска следует учитывать определенные признаки, создающие дополнительные условия для коррупции в сферах деятельности объектов контроля (аудита):
- - высокая степень свободы принятия решений, вызванная спецификой работы;
- - интенсивность контактов с гражданами и организациями;
- - оплата услуг для муниципальных нужд, которые органы местного самоуправления Климовского района Брянской области и иные муниципальные органы Климовского района Брянской области могут выполнять сами согласно утвержденному положению (уставу);
- - отсутствие реализации результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в том числе маркетинговых исследований и услуг) или мероприятий по их внедрению;
- - подписание муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг не руководителем, а по доверенности заместителем или иным лицом, функциональные обязанности которого не предусматривают таких действий и ответственности за их совершение;
- - наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств.
При использовании бюджетных средств о наличии коррупционных рисков могут свидетельствовать:
- - непрозрачность доходных и расходных статей бюджета муниципального образования «Климовский район»;
- - отсутствие порядка и правил использования бюджетных средств в связи с недостатками нормативного правового регулирования в контролируемой сфере использования бюджетных средств;
- - необъяснимое увеличение расходов (субсидий) или уменьшение доходов, которые подлежат перечислению в бюджет муниципального образования «Климовский район», у подведомственных муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- - отсутствие ведомственных приказов по установлению нормативов отчислений части чистой прибыли в бюджет муниципального образования «Климовский район» подведомственными муниципальными унитарными предприятиями или установление крайне низких нормативов таких отчислений;
- - отсутствие должностных регламентов у лиц, принимающих решения о направлениях использования бюджетных средств;
- - отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок согласования (одобрения), а также совершение сделок с муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений, в случаях, когда такое согласование (одобрение) предусмотрено законодательством муниципального образования «Климовский район» или уставами муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
2.2.4. Для выявления коррупционных рисков на объекте контроля (аудита) следует получить ответы на следующие вопросы:
- - в достаточной ли степени описаны процедуры выполнения обязанностей должностными лицами?
- - в каких ситуациях возможен конфликт интересов?
- - достаточно ли четко прописан процесс принятия решений?
- - имели ли место случаи коррупции в проверяемом объекте?
- - достаточен ли контроль за процессом принятия решений?
- - достаточен ли контроль за сотрудниками и результатами их работы?
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специфики деятельности государственного (муниципального) органа. Ответы на указанные вопросы могут дать достаточно точную картину заложенных в объекте контроля (аудита) потенциальных условий и факторов для совершения коррупционных действий.
2.2.5. Механизм выявления коррупционных рисков в муниципальном органе содержит следующие необходимые элементы:
- - установление перечня потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;
- - выделение отдельных полномочий муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;
- - формирование перечня коррупциогенных должностей в муниципальном органе;
- - выявление коррупциогенных норм законодательства.
2.2.6. В перечне сфер деятельности муниципальных органов следует выделить сферы, которые содержат повышенный уровень коррупционных рисков:
- - размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд;
- - формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета;
- - управление и распоряжение объектами муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;
- - управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная (муниципальная) собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;
- - управление и распоряжение жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договоров социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;
- - предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций, дотаций, управление долгом;
- - а также в следующих экономических и социальных сферах: транспорт и дорожное хозяйство, строительство и капитальный ремонт, природно-ресурсное регулирование, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальный комплекс, здравоохранение, образование;
- - принятие нормативных правовых актов;
- - выдача лицензий, разрешений на проведение отдельных видов работ;
- - назначение на государственные (муниципальные) должности, включая проведение аттестации, квалификационных экзаменов государственных (муниципальных) служащих, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной (муниципальной) службы и включение государственных (муниципальных) служащих в кадровый резерв.
2.2.7. Обязательной оценке на коррупционность подлежат контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные функции и полномочия объекта контроля (аудита), а также нормотворческие полномочия объекта контроля (аудита).
К названным функциям и полномочиям могут быть отнесены:
а) контрольные – функции и полномочия, связанные с проверкой законности деятельности субъектов (инспекции, ревизии, контроль, надзор и прочие);
б) разрешительные – функции и полномочия, связанные с выдачей документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью (удостоверения, лицензии (разрешения), аккредитации и т.п.). К данным полномочиям условно можно отнести полномочия, связанные со сдачей объектов муниципальной собственности в аренду, с приватизацией муниципальной собственности, а также с распределением бюджетных средств (например, закупки для муниципальных нужд), а также с согласованием (одобрением) сделок с муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений в случаях, предусмотренных законами муниципального образования «Климовский район» или уставами указанных организаций;
в) регистрационные – функции и полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков, лицензиатов). К данным полномочиям также могут быть отнесены полномочия по выдаче свидетельств на получение субсидий на строительство и приобретение жилья, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и т.п.;
г) юрисдикционные – функции и полномочия должностных лиц муниципальных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов);
д) нормотворческие – функции и полномочия по принятию нормативных правовых актов.
2.2.8. Следует сформировать перечень «взяткоемких» муниципальных должностей и должностей муниципальной службы на объекте контроля (аудита). Перечни коррупциогенных должностей напрямую вытекают из указанных выше потенциально опасных коррупционных сфер деятельности муниципального органа и отдельных коррупциогенных полномочий муниципального служащего. В перечень коррупциогенных должностей входят должности, связанные с:
- - принятием нормативных правовых актов;
- - осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;
- - подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченных ресурсов (квоты, участки недр и др.);
- - непосредственным предоставлением государственных (муниципальных) услуг заявителям;
- - подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением закупок для муниципальных нужд;
- - подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений;
- - осуществлением регистрационных действий;
- - подготовкой и принятием решений по целевым программам, муниципальным капитальным вложениям и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;
- - иными контрольно-разрешительными действиями.
2.2.9. При проведении аудита эффективности на основе полученных данных следует рекомендовать руководству объекта контроля (аудита) принятие необходимых мер и утверждение перечня мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков.
В частности, в сферах с повышенным риском коррупции можно рекомендовать применение дополнительных механизмов, ограничивающих возможности проявления коррупции. Так, например, наиболее распространенными среди них являются:
- - максимально возможная деперсонализация взаимодействия муниципальных служащих с гражданами и организациями, например, через механизмы «одного окна» и через системы электронного обмена информацией;
- - детальная регламентация процедур взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями муниципальных услуг) путем утверждения объектом контроля (аудита) административных регламентов;
- - дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
- - создание особых механизмов регулирования муниципальных функций и назначения на должности муниципальной службы с высокой степенью коррупциогенности.
2.2.10. При осуществлении оценки уровень коррупционного риска по сферам деятельности объекта контроля (аудита) может быть определен как очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий и отсутствующий.
Каждый уровень риска оценивается по пятибалльной системе, соответственно: очень высокий – 5 баллов, высокий – 4 балла, средний – 3 балла, низкий – 2 балла, очень низкий – 1 балл и отсутствующий – 0 баллов.
Для удобства оценки в таблице фиксируются все сферы деятельности объекта контроля (аудита) с установлением соответствующего балла в каждой сфере коррупционного риска.
Далее определяется максимальное и фактическое количество баллов для проверяемого объекта.
Фактическое количество баллов
После этого по формуле: --------------------------------------------------- х 100 %
Максимальное количество баллов
вычисляем фактический уровень коррупционного риска в % и по таблице:
Оценка уровня коррупционного риска |
Уровень коррупционного риска в процентах |
Очень высокий |
от 91 до 100 |
Высокий |
от 81 до 90 |
Средний |
от 61 до 80 |
Низкий |
от 41 до 60 |
Очень низкий |
от 21 до 40 |
Отсутствует |
до 20 |
и определяем уровень коррупционного риска в целом по объекту контроля (аудита).
Пример оценки коррупционного риска в целом по объекту контроля (аудита) приведен в приложении № 1 «Оценка коррупционных рисков в сферах деятельности объекта контроля (аудита)» к Методическим рекомендациям.
Приложение № 1
Оценка коррупционных рисков в сферах деятельности объекта контроля (аудита)
№№ п/п |
Сфера деятельности объекта контроля (аудита) |
Уровень коррупционного риска |
Количество баллов |
1 |
Размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд |
Очень высокий |
5 |
Высокий |
4 |
||
Средний |
3 |
||
Низкий |
2 |
||
Очень низкий |
1 |
||
Отсутствует |
0 |
||
2 |
Управление и распоряжение объектами государственной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов |
Очень высокий |
5 |
Высокий |
4 |
||
Средний |
3 |
||
Низкий |
2 |
||
Очень низкий |
1 |
||
Отсутствует |
0 |
||
3 |
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков |
Очень высокий |
5 |
Высокий |
4 |
||
Средний |
3 |
||
Низкий |
2 |
||
Очень низкий |
1 |
||
Отсутствует |
0 |
||
4 |
и т.д.
|
|
|
|
Баллы |
Уровень коррупционного риска в % |
Максимальное количество баллов для проверяемого объекта |
|
(Фактическое количество баллов / Максимальное количество баллов) х 100 % |
Фактическое количество баллов для проверяемого объекта |
|
Оценка уровня коррупционного риска |
Уровень коррупционного риска в процентах |
Очень высокий |
от 91 до 100 |
Высокий |
от 81 до 90 |
Средний |
от 61 до 80 |
Низкий |
от 41 до 60 |
Очень низкий |
от 21 до 40 |
Отсутствует |
до 20 |